http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a3/Bu%C5%82hakow.jpg/220px-Bu%C5%82hakow.jpg

Михаи́л Афана́сьевич Булга́ков (3 мая [15 мая] 1891, Киев, Российская империя — 10 марта 1940, Москва, СССР) — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Биография

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в семье доцента (с 1902 года — профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской) (1869—1922) на Воздвиженской улице, 28 в Киеве. В семье было семеро детей: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1954), Николай (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954).

В 1909 году Михаил Булгаков закончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года — получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

В 1913 году М. Булгаков вступил в свой первый брак — с Татьяной Лаппа (1892—1982). Их денежные трудности начались уже в день свадьбы. По воспоминаниям Татьяны, это ощущается явственно: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже — я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье — пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. …Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой после церкви ехали в карете. На обеде гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего — нарциссов…» Отец Татьяны ей в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги в их кошельке быстро растворялись, так как Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит — ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“»

После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме.

С 1917 года он стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года М. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как врач-венеролог. В это время М. Булгаков перестаёт употреблять морфий.

Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. В конце августа 1919 года, по одной из версий, М. Булгаков был мобилизован в Красную армию в качестве военного врача; 14-16 октября в ходе уличных боёв перешёл на сторону Вооруженных сил Юга России и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.

В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем — в Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка воевал на Сев. Кавказе. Активно печатался в газетах (статья «Грядущие перспективы»). Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года заболел тифом и из-за этого не смог уйти в Грузию, оставшись во Владикавказе.

В конце сентября 1921 года М. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). В это же время он опубликовал отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.

В 1923 году М. Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898—1987), которая в 1925 году стала его новой женой.

С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом прошла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину, несколько раз посещавшему её представления. В своих выступлениях И. Сталин то соглашался с тем, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш», то утверждал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте положительное для коммунистов (письмо В. Биллю-Белоцерковскому, опубликованное самим Сталиным в 1949 г.). Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и многие другие.

В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира».

В 1928 году М. Булгаков ездил с женой на Кавказ, посетил Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году прошла премьера пьесы «Багровый остров». У М. Булгакова возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей и последней женой в 1932 году.

К 1930 году произведения Булгакова перестали печататься, пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. В 1935 году Булгаков выступил на сцене МХАТ как актёр — в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Театральный роман» («Записки покойника»), где выведены многие сотрудники театра под изменёнными именами.

В январе 1932 года И. Сталин (формально — А. Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТ, это разрешение не распространялось.

Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 году, после почти пяти лет репетиций. После семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. После статьи в «Правде», Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». Дружил с Исааком Дунаевским.

В 1939 году М. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой об И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе. С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у него гипертонический нефросклероз. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начал диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.

М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Булгакова связывали дружеские отношения с В. В. Вересаевым, М. А. Волошиным. Булгаков уважал Б. Л. Пастернака. Однажды на именинах у жены драматурга Тренёва, его соседа по писательскому дому, Булгаков и Пастернак оказались за одним столом. Пастернак с особенным каким-то придыханием читал свои переводные стихи с грузинского. После первого тоста за хозяйку Пастернак объявил: «Я хочу выпить за Булгакова!» В ответ на возражение именинницы-хозяйки: «Нет, нет! Сейчас мы выпьем за Викентия Викентьевича, а потом за Булгакова!» — Пастернак воскликнул: «Нет, я хочу за Булгакова! Вересаев, конечно, очень большой человек, но он — законное явление. А Булгаков — незаконное!» Анна Ахматова после смерти писателя написала стихотворение «Памяти М. А. Булгакова» (март 1940 года).

Роман «Мастер и Маргарита» был впервые опубликован в журнале «Москва» в 1966 году, спустя двадцать шесть лет после смерти писателя, и принес Булгакову мировую известность. Посмертно был также опубликован «Театральный роман» («Записки покойника») и другие произведения Булгакова.

Родственники

    Булгаков, Афанасий Иванович (1859—1907) — отец, русский богослов и историк церкви.
    Булгаков, Николай Иванович — дядя, преподавал в Тифлисской духовной семинарии.
    Булгакова, Варвара Афанасьевна — сестра, прототип персонажа Елена Турбина-Тальберг в романе «Белая гвардия».
    Булгакова, Надежда Афанасьевна (1893—1971) — сестра, в замужестве Земская.
    Булгакова, Елена Афанасьевна (1902—1954) — сестра, прототип "синеглазки" в повести В. Катаева "Алмазный мой венец".
    Булгаков, Николай Афанасьевич — брат, русский учёный, биолог, бактериолог, доктор философии.
    Лаппа, Татьяна Николаевна — первая жена, основной прототип персонажа Анна Кирилловна в рассказе «Морфий».
    Белозёрская, Любовь Евгеньевна — вторая жена.
    Шиловская Елена Сергеевна — третья жена, хранительница литературного наследия. Основной прототип персонажа Маргариты в романе «Мастер и Маргарита».
    Земская, Елена Андреевна — племянница, российский лингвист, исследователь русской разговорной речи.

Творчество

Свой первый рассказ М. Булгаков, по его собственным словам, написал в 1919 году.

1922—1923 годы — публикация «Записок на манжетах».

В 1924 году — издание романа «Белая гвардия», о трагических событиях борьбы за власть между различными политическими силами Украины в 1918 году.

В 1925 году выходит сборник сатирических рассказов «Дьяволиада». В 1925 году также публикуются повесть «Роковые яйца», рассказ «Стальное горло» (первый из цикла «Записки юного врача»). Писатель работает над повестью «Собачье сердце», пьесами «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира».

В 1926 году во МХАТе поставлена пьеса «Дни Турбиных»,

В 1927 году М. Булгаков завершает пьесу «Бег».

С 1926 по 1929 год в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса М. Булгакова «Зойкина квартира», в 1928—1929 годах в Московском Камерном театре был поставлен «Багровый остров» (1928).

В 1932 году возобновлена постановка «Дней Турбиных» во МХАТе.

В 1934 году завершён первый полный вариант романа «Мастер и Маргарита», включающий 37 глав.

Произведения Михаила Булгакова

Повести и романы

    «Похождения Чичикова» (поэма в 2-х пунктах с прологом и эпилогом, 1922)
    «Белая гвардия» (роман, 1922—1924)
    «Дьяволиада» (повесть, 1923)
    «Записки на манжетах» (повесть, 1923)
    «Багровый остров» (повесть, опубликована в Берлине в 1924 году)
    «Роковые яйца» (повесть, 1924)
    «Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году)
    «Великий канцлер. Князь тьмы» (часть чернового варианта романа «Мастер и Маргарита», 1928—1929)
    «Копыто инженера» (роман, 1928—1929)
    «Тайному другу» (неоконченная повесть, 1929, в СССР опубликована в 1987 году)
    «Мастер и Маргарита» (роман, 1929—1940, в СССР опубликован в 1966—1967 годах, полностью в 1973 году)
    «Жизнь господина де Мольера» (роман, 1933, в СССР опубликован в 1962 году)
    «Театральный роман» («Записки покойника») (неоконченный роман (1936—1937), в СССР опубликован в 1965 году)

Пьесы, либретто, киносценарии

    «Зойкина квартира» (пьеса, 1925, в СССР поставлена в 1926, вышла массовым тиражом в 1982 году)
    «Дни Турбиных» (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия», 1925, в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году)
    «Бег» (пьеса, 1926—1928)
    «Багровый остров» (пьеса, 1927, в СССР опубликована в 1968 году)
    «Кабала святош» (пьеса, 1929, (в СССР поставлена в 1936), в 1931 году была допущена цензурой к постановке с рядом купюр под названием «Мольер», но и в таком виде постановка была отложена)
    «Адам и Ева» (пьеса, 1931)
    «Полоумный Журден» (пьеса, 1932, в СССР опубликована в 1965 году)
    «Блаженство (сон инженера Рейна)» (пьеса, 1934, в СССР опубликована в 1966 году)
    «Ревизор» (киносценарий, 1934)
    «Последние дни (Александр Пушкин)» (пьеса, 1935 (в СССР опубликована в 1955 году)
    «Необычайное происшествие, или Ревизор» (пьеса по комедии Николая Гоголя, 1935)
    «Иван Васильевич» (пьеса, 1936)
    «Минин и Пожарский» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1980 году)
    «Чёрное море» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1988 году)
    «Рашель» (либретто оперы по мотивам рассказа «Мадмуазель Фифи» Ги де Мопассана, 1937—1939, в СССР опубликовано в 1988 году)
    «Батум» (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь», 1939, в СССР опубликована в 1988 году)
    «Дон Кихот» (либретто оперы по роману Мигеля де Сервантеса, 1939)

Рассказы

    «№13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» (1922)
    «Арифметика» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
    «В ночь на 3-е число» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
    «В театре Зимина» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
    «Как он сошёл с ума» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
    «Каэнпе и капе» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
    «Красная корона» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
    «Налёт. В волшебном фонаре» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
    «Необыкновенные приключения доктора» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
    «Ноября 7-го дня» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
    «Остерегайтесь подделок!» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
    «Птицы в мансарде» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
    «Рабочий город-сад» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
    «Советская инквизиция» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
    «Китайская история. 6 картин вместо рассказа» (1923)
    «Воспоминание...» (рассказ, посвященный смерти Ленина, 1924)
    «Ханский огонь» (1924)
    «Полотенце с петухом» (цикл «Записки юного врача», 1925)
    «Крещение поворотом» (цикл «Записки юного врача», 1925)
    «Стальное горло» (цикл «Записки юного врача», 1925)
    «Вьюга» (цикл «Записки юного врача», 1925)
    «Тьма египетская» (цикл «Записки юного врача», 1925)
    «Пропавший глаз» (цикл «Записки юного врача», 1925)
    «Звёздная сыпь» (цикл «Записки юного врача», 1925)
    «Богема» (1925)
    «Праздник с сифилисом» (юмористический рассказ, 1925)
    «Бубновая история» (1926)
    «Я убил» (1926)
    «Морфий» (1926)
    «Трактат о жилище» (сборник «Трактат о жилище», 1926)
    «Псалом» (сборник «Трактат о жилище», 1926)
    «Четыре портрета» (сборник «Трактат о жилище», 1926)
    «Самогонное озеро» (сборник «Трактат о жилище», 1926)

Публицистика и фельетоны

Экранизации произведений

    «Пилат и другие» — телефильм по мотивам романа «Мастер и Маргарита», ФРГ, 1972 год.
    «Мастер и Маргарита» — художественный фильм, Югославия — Италия, 1972 год.
    «Мастер и Маргарита» — 4-серийный фильм, Польша, 1989 год.
    «Инцидент в Иудее» (англ. Incident in Judea) — телефильм по мотивам романа «Мастер и Маргарита», Великобритания, 1991 год. Режиссёр — Пол Брайерс (англ. Paul Bryers).
    «Мастер и Маргарита» — художественный фильм, Россия, 1994 год.
    «Мастер и Маргарита» — телеспектакль, Россия, 1996 год. Режиссёр — Сергей Десницкий.
    «Мастер и Маргарита» — короткометражный фильм, Венгрия, 2005 год.
    «Мастер и Маргарита» — телесериал, Россия, 2005 год.
    «Мастер и Маргарита, часть первая, глава 1» — анимационный фильм, Израиль, 2010 год. Режиссёр — Терентий Ослябя.
    «Бег» (Bekstvo) — телефильм, Югославия, 1968 год. Режиссёр — Здравко Шотра.
    «Бег» — художественный фильм по мотивам произведений «Бег», «Белая гвардия», «Чёрное море», СССР, 1970 год.
    «Бег» (фр. La fuite) — телефильм, Франция, 1971 год. Режиссёр — Филипп Жулиа.
    «Иван Васильевич меняет профессию» — художественный фильм по мотивам пьесы «Иван Васильевич», СССР, 1973 год.
    «Собачье сердце» — художественный фильм, Италия, 1976 год.
    «Дни Турбиных» — художественный фильм, СССР, 1976 год.
    «Собачье сердце» — художественный фильм, СССР, 1988 год.
    «История болезни» — художественный фильм по мотивам рассказа «Красная корона», СССР, 1990 год.
    «Записки юного врача» — художественный фильм, Россия, 1991 год.
    «Красный остров» — художественный фильм по мотивам произведений «Багровый остров», «Театральный роман», «Иван Васильевич», «Мольер», «Дьяволиада», СССР, 1991 год.
    «Роковые яйца» (итал. Le uova fatali) — телефильм, Италия, 1977 год. Режиссёр — Уго Грегоретти.
    «Роковые яйца» — художественный фильм, Россия, 1995 год.
    «Театральный роман» — художественный фильм, Россия, 2003 год. Режиссёры — Олег Бабицкий, Юрий Гольдин.
    «Морфий» художественный фильм по мотивам произведений «Записки юного врача», «Морфий», Россия, 2008 год.
    «Белая Гвардия» — телесериал, Россия, 2011 год.
    «Записки юного врача» (англ. A Young Doctor's Notebook) — телесериал, Великобритания, 2012 год.

Театральные постановки по произведениям Михаила Булгакова

    «Мастер и Маргарита», постановка Юрия Любимова — Московский театр на Таганке (Москва, 1977)
    «Мастер и Маргарита», постановка Александра Дзекуна — Саратовский академический драматический театр им. Карла Маркса (Саратов, 1986)
    «Зойкина квартира», постановка Татьяны Дорониной — МХАТ им. М. Горького (Москва, 1988)
    «Полоумный журден», постановка Татьяны Дорониной — МХАТ им. М. Горького (Москва, 1991)
    «Белая гвардия», постановка Татьяны Дорониной — МХАТ им. М. Горького (Москва, 1991)
    «Мастер и Маргарита», постановка Валерия Беляковича — Театр на Юго-Западе (Москва, 1993)
    «Мастер и Маргарита», постановка Валерия Беляковича — Театр Иллинойского университета (Чикаго, 1994)
    «Мастер и Маргарита», постановка Валерия Беляковича — Пензенский драматический театр (Пенза, 1995)
    «Мастер и Маргарита», постановка Валерия Беляковича — МХАТ им. М. Горького (Москва, 2009)
    «Бал при свечах» («Мастер и Маргарита»), постановка Владимира Прудкина — МХАТ им. М. Горького (Москва, 1984)
    «Шизофрения, как и было сказано» («Мастер и Маргарита»), постановка Михаила Зонненштраля — Московский театр сатиры (Москва, 1993)
    «Необыкновенные приключения Мастера» («Мастер и Маргарита»), постановка Сергея Десницкого — Театр у Никитских Ворот (Москва)
    «Мастер и Маргарита», или Сны Ивана Бездомного (Мастер и Маргарита), постановка Романа Виктюка — Русский драматический театр (Вильнюс, 1988)
    «Мастер и Маргарита», постановка Кирилла Ганина
    «Мастер и Маргарита», постановка Сергея Алдонина — Московский драматический театр им. К. С. Станиславского (Москва, 2001)
    «Мастер и Маргарита» — Харьковский академический театр кукол (Харьков)
    «Мастер и Маргарита», постановка Александра Горшкова — театр «NotaBene»
    «Мастер и Маргарита», постановка Сергея Федотова — театр «У Моста» (Пермь, 1999)
    «Мастер и Маргарита», постановка Валерия Шацкого — Рязанский государственный областной Театр кукол (Рязань)
    Мюзикл «Мастер и Маргарита», постановка Леонида Полонского — Московский детский театр эстрады (Москва, 2009)
    Мюзикл «Рукопись Мастера» («Мастер и Маргарита»), постановка Дмитрия Исаичева, (Россия, 2010)
    «Мастер и Маргарита», постановка А. Лелявского — Белорусский государственный театр кукол (Минск, 1987)
    «Мастер и Маргарита», постановка В. Маслюка — Государственный академический русский театр им. М. Горького (Минск, 1988)
    «Мастер и Маргарита», постановка Грэхем Янг (Великобритания)
    «Мастер и Маргарита», постановка Франк Касторф (Германия)
    «Мастер и Маргарита», постановка Бруно Макс (Венгрия)
    «Мастер и Маргарита», постановка Александр Марин (Канада)
    «Мастер и Маргарита», постановка Роман Прошник (Австрия)
    «Мастер и Маргарита», постановка Стефан Москов (Болгария)
    «Мастер и Маргарита», постановка Йонас Вайткус (Литва)
    «Мастер и Маргарита», постановка Оскарас Коршуновас (Литва)
    «Мастер и Маргарита», постановка Санду Греку (Молдавия)
    «Мастер и Маргарита», постановка Кристиан Люпа (Польша)
    Рок-опера «Дьявол в Москве» (Мастер и Маргарита), постановка Ави Беньямина, режиссёр Евгений Арье — Театр Гешер (Яффа, 2000)
    «Мастер и Маргарита» — Театр им. И. Франко (Киев)
    «Мастер и Маргарита» — Театр им. Грибоедова (Тбилиси)
    «Мастер и Маргарита» — Театр Синетик (Вашингтон, 2004, 2010)
    «Мастер и Маргарита» — Театр-студия киноактера и ОДО «Новый театр», режиссер — О. Киреев. Премьера состоялась 6 декабря 2004 г. (Минск)
    «Мастер и Маргарита» — постановка Алёны Чубаровой и Ирины Егоровой — Московский драматический театр «КомедиантЪ», спектакли по мотивам романа: «Садовая 10, далее — везде…», «Вещица» (2008).
    «Мастер и Маргарита», постановка Озрена Прохича, театр «Гавелла», Хорватия, Загреб, 2006
    «Бег» — постановка Марины Глуховской, Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина, премьера состоялась 12 мая 2010 года
    «Театральный роман или Записки покойника» — постановка Кирилла Пирогова и Петра Фоменко — Московский театр «Мастерская П. Фоменко» (Москва, 2012)
    «Мастер и Маргарита»- Свердловский Академический Театр Драмы.Премьера состоялась: 02.10.2012

Музеи

    Государственный музей М. А. Булгакова в Москве, «Нехорошая квартира».
    Культурный центр «Булгаковский дом» (Москва, Б. Садовая, д. 10)
    Дом Турбиных, литературно-мемориальный музей им. М.Булгакова в Киеве: Андреевский спуск, д. 13.
    Музей одной улицы (музей Андреевского спуска) — часть экспозиции посвящена жизни Михаила Булгакова и его творчеству.