Автор статьи: Жанна Фролова
Не секрет, что читатель идентифицирует себя с главным героем. Читателю нравится быть умным, сильным, хитрым и способным выпутаться из люой ситуации. И это составляет проблему для писателя. Сложно написать персонаж лучше себя. Сложно передать чувства и ощущения, которых никогда не испытывал. В этой статье пойдет речь о почти цирковых трюках, позволяющих «повысить стоимость» персонажа в глазах читателя.
Первый «фокус» состоит в том, чтобы выбирать обычного, вполне себе человеческого персонажа, с недостатками и слабостями (здесь главное не переборщить), но с огромным потенциалом. Он обычен и даже скучен, хуже читателя, ленивее, но только до тех пор, пока не наступает НЕЧТО. Наступить оно может ближе к середине романа, а до этого момента небольшие ремарки позволят держать читателя в напряжении. Про героя кто-то может сказать, что он не так-то прост. Или сам он скажет что-то весомое и значительное для сюжета только «после продолжительного раздумья. Даже его школьная учительница, поправляя седую прядь, может вспомнить, что малыш всегда имел нестандартные наклонности.
Важно везде, где только можно, подчеркивать ранг персонажа (особенно ели ваш герой — мужчина). А показатели ранга — это уверенное, часто даже вызывающее или нестандартное поведение, даже инициация конфликтов. Это успех у противоположного пола (опять же, без фанатизма). Это вера в себя и в то, что мир крутится вокруг тебя. Доминирующий самец не ищет покоя в обнимку с холодильником. Он ищет приключения на одно место и чувствует себя в них как рыба в воде. Даже если читатель сам прирос к дивану, будьте уверены, ему интереснее читать о таком герое, который нашел в себе силы променять бутылку пива и гамбургер на подвиг во благо всего человечества. Если для вас сложно выписывать потенциал героя, раскрывая его на протяжении всего романа, возьмите в качестве центрального персонажа кого-то из знаменитостей. Конечно, неточности и перекосы будут и в этом случае. Зато вся мощь такой великой человечины сразу видна. Страшно подумать, на сколько страниц раздулся бы «Мир реки», если бы автору пришлось прописывать всех персонажей. А так все просто — называя знаменитость, тебе остается только уточнить те черты, что имеют определяющее значение применительно к сюжету. Тот же ход использовал Вербер.
А пока не наступило НЕЧТО, не забывайте о рекламной акции своего персонажа. Пусть будет интрига и недосказанность. Это может быть и самореклама «Девочкам еще в школе нравилась моя сообразительность…» и косвенная реклама — через ситуации, в которые попадает персонаж: «Казалось бы, ситуация безвыходная, но…» Еще несколько примеров: «Когда я говорил, что подготовился к атаке, как идиот, я не учел, что мои враги окажутся клиническими дебилами»; «Только для меня это оказалось простой задачей. Остальные остались ее решать в ущелье. Навечно.»; «Когда у него спрашивали о вкусе, он отвечал, что вкус имеет очень простой — любит все вкусное, красивое и хорошее» и т.д.
Не забывайте, что бой-герл-френд вашего героя тоже характеризует его с какой-то стороны, подчеркивает его силу или слабость, раскрывает какие-то черты характера. Иначе зачем он нужен? Не для эротических же сцен! То же самое со связями и знакомствами (а значит и доступом к информации и возможностям!). Окружение человека больше говорит о нем, чем его слова. Одна фраза «Сам Агерон, величайший маг Ближнего Запределья, учил его заклинаниям водной стихии» — и читателю становится ясно, насколько крут этот щуплый и прыщавый паренек, над которым (пока) смеются деревенские девки, а в перспективе…
Раскрыть характер героя может рассказчик, если автор передает нить повествования отдельно продуманному и зачем-то нужному персонажу. Призма его восприятия раскроет главного героя. Рассказчик может быть слишком рационален и скептичен или наивен и восторжен. В любом случае его рассуждения и замечания должны пропитывать читателя симпатией к главному герою. Даже если рассказчик рассуждает о том, умен ли главный герой, читателю понятно, что он рассуждает о своем уме. Это может быть и практический ум-смекалка, и выдающийся ученый ум, и ум-гениальность, помогающий раскрывать преступления, но беспомощный в простейших бытовых ситуациях. Ум как вежливость. Ум как двигатель карьеры. Женский ум. Мудрость старцев — вот сколько граней только у одной оценки героя сразу открывается при введении рассказчика.
Ваш герой может обладать видением ситуации на несколько ходов вперед. «Я уже разгадал это дело. И мне скучно», «Элементарно, Ватсон…», «Я захватила кольцо с собой. Уже на пороге я поняла, что скоро оно мне пригодится». Читателя такие «допуски и посадки» не смущают. Понятно же, что герой — он особенный. У него и видения могут быть, и встречи с черт знает кем… И если в тексте читатель встречает фразу «Я стоял на краю бездонной пропасти, через которую не перепрыгнул бы даже мой конь, загнанный еще неделю назад. Что мог поделать в этой безвыходной ситуации такой жалкий и неспособный даже перешагнуть через лужу, не запачкав брюк, человек, как я?», он уверен, что через пару страниц это ничтожество непременно переберется через препятствие. Как? А вот это уже вопрос к автору )))
Таким образом грамотно поданный на блюде главный герой вытаскивает даже слабый сюжет и шаблонный сценарий. Читатель доверяет автору, как маленький ребенок, которого большой дядя ведет за ручку. Окунувшись в действие, он, уже не замечая, проглатывает кусок за куском, в которых заложено приворотное зелье к главному герою. На этом в свое время сыграла Дарья Донцова. Ее обычная во всем героиня, получив сразу два ресурса — время и средства — становится настырным и находчивым детективом. При этом сохраняется привычный антураж, действия не выходят за рамки московских квартир, подмосковных домов, забот о детях и собаках…
Если всех вышеперечисленных методов подчеркивания героической исключительности вам мало, последуйте примеру классиков. Введите в роман, подобно Конан Дойлу, восторженного наблюдателя деяний гения ))) Пусть его (или ее) задача сводится только к тому, чтобы восхищаться. Или усложните этот персонаж — он может проверять вашего главного героя «на вшивость», постоянно в нем сомневаться. Работает и то и другое.
Также безоговорочно работает обаяние героя и доверие к нему. Здесь важно, кто именно ваш герой. Если в его образ вам удастся вписать немного детскости, открытости и наивности, читатели его обязательно полюбят. А значит буду доверять всем его высказываниям и банальным истинам, вложенным вами в его монологи. Доверие — лучший авторитет. А самый убедительный обман — это самообман.
В отношении описания обстановки, куда попадает герой, и его окружения, важно не переборщить. Если все враги будут сплошь дебилами, простыми и предсказуемыми, герой, конечно, засветится на их фоне, но будет ли это кому-то интересно? Как говорится, масштаб личности определяется проблемами, на которые ей наплевать. Проблемы героя должны быть адекватны вашей рекламе его способностей. Их сложность и количество может увеличиваться, но герой, посвященный в мысли о собственной офигительности, не должен их щелкать, как орешки. Иначе где интрига? В том-то и дело, что для полноты картины героя нужна РЕКЛАМА АНТИГЕРОЯ!!! Если вам хватит мастерства держать читателя в напряжении по поводу того, кто же кроется за скромной и неприметной внешностью главного героя, он станет вашим навеки! Фантазия человека богаче любых литературных находок. Расписывая мощь врагов и таланты сподвижников, относящихся с благоговением к главному герою, вы тонко и ненавязчиво выставляете его центральной фигурой. Вспомните о Гарри Поттере. Его окружение, интересное и само по себе, тем не менее остается в тени и вовремя пасует, когда выдаются настоящие испытания. И в то же время без них никак не обойтись в быту и небольших приключениях, которым тоже есть место в жизни настоящих героев.
Наличие у героя помощников тем более необходимо, если он задумывается на персонаж «слегка не от мира сего», развивающийся несколько однобоко (а потому и гениально), выросший в нестандартных условиях. Помощник (или несколько) трогательно заботятся о беспомощном во многом герое. Это всегда импонирует читателю. Классический пример — Дон Кихот и Санчо Панса. Специализация отдельных героев упрощает для читателя восприятие и позволяет ему легче предполагать развитие сюжета. Более того — из сподвижников читатель добирает те черты, которые хочет видеть в себе, но не находит в главном герое.
Пусть ваш герой говорит не простыми словами, а мудрыми изречениями. Пусть будет задумчив — миссии так и положено. Пусть шутит острее других. Не теряет оптимизма даже в безвыходных ситуациях. При этом сохраняя «человеческое лицо», чувство холода и голода, желание поспать и побездельничать. Любовь к животным и страх перед реальной опасностью.
Удачи в героетворчестве!