Как сказал Томас Манн (Thomas Mann) «Писатель — это тот, кому писать труднее, чем другим людям». А Скотт Фицджеральд (F. Scott Fitzgerald) как-то сказал, что «Автор должен писать для молодых своего поколения, для критиков следующего и преподавателей далёкого будущего». Чтобы стать таким писателем нужно не только посвятить свою жизнь творчеству, но и постоянно развиваться. В этом вам помогут советы великих.
6 правил Джорджа Оруэлла (George Orwell):
Никогда не используйте метафору, сравнение, или другую фигуру речи, которую вы привыкли видеть в печати.
Никогда не используйте длинное слово там, где можно использовать короткое.
Если это возможно — убирайте лишние слова, всегда их убирайте.
Никогда не используйте пассивные конструкции там, где можно использовать активные.
Никогда не используйте иностранные слова, научные термины или жаргон если можете заменить их разговорными эквивалентами.
Нарушьте любое из этих правил раньше, чем употребите нечто совершенно варварское.
6 вопросов Оруэлла, которые вы должны задавать себе после каждого написанного предложения:
Что я хочу сказать?
Какими словами это лучше выразить?
Какой образ или идиома передадут эту мысль правильнее?
Достаточно ли свеж этот образ, чтобы подействовать на читателя?
Могу ли я сократить написанное?
Можно ли сказанное передать менее уродливо?
Хемингуэй (Ernest Hemingway):
1. Основная проблема писателя неизменна. Он меняется, меняется мир, в котором он живёт, но его проблема остаётся всё той же. Как писать правдиво и, обнаружив истину, передать её таким образом, чтобы она стала личным открытием читателя.
2. Бедный Фолкнер (Уильям Фолкнер). Неужели он действительно уверен, что большие эмоции можно передать только большими словами? Он думает, что я не знаю десятидолларовых слов. Я знаю их все. Однако существуют слова значительней, проще и лучше — те слова, которые я использую.
(Хемингуэй так ответил на замечание Фолкнера о том, что «Хемингуэй никогда не был замечен в использовании слов, заставляющих читателя полезть за словарём».)
3. Есть ещё секрет. Никакого символизма не существует. Море есть море. Старик есть старик. Мальчик — это мальчик, а рыба — это рыба. Акулы все равны, нет акулы лучше или хуже. Весь символизм, о котором говорят люди — дерьмо собачье. То, что происходит дальше — это то, что ты видишь, когда движешься вперёд.
4. Писатель должен писать то, что хочет сказать.
5. Самое сложное — это писать честную прямую прозу о человеке. Во-первых, ты должен знать предмет своей повести; во-вторых, ты должен знать как писать. Нужна целая жизнь, чтобы научиться и тому и другому и каждый, кто углубляется в политику, пытаясь найти лёгкий выход — лжец. На самом деле все выходы слишком незамысловаты, но разобраться во всём очень и очень непросто.
6. Величайший дар хорошего писателя — это встроенный стрессоустойчивый детектор халтуры.
7. Чтобы написать действительно смешную книгу человек должен перенести немало серьёзных страданий.
8. Писатель должен писать то, что хочет сказать.
Геттисбергская речь Линкольна не случайно была такой короткой.
Советы писателям от Курта Воннегута (Kurt Vonnegut)
В своей книге Табакерка Багомбо: Несобранные рассказы (Bagombo Snuff Box: Uncollected Short Fiction) Воннегут перечислил восемь правил написания коротких историй:
1. Используйте время, выделенное вам незнакомым читателем так, чтобы он не считал его потраченным зря.
2. Дайте читателю хотя бы одного героя, к которому он или она могли бы привязаться.
3. Каждый персонаж должен чего-то хотеть, даже если это просто стакан воды.
4. Каждое предложение должно делать что-то из двух: раскрывать характер или продолжать действие.
5. Начинайте как можно ближе к завершению.
6. Будьте садистом. Не важно как милы и невинны ваши главные герои, пусть с ними происходят ужасные вещи. Покажите читателю из чего на самом деле сделаны ваши герои.
7. Пишите, чтобы заслужить одобрение лишь одного человека. Если вы распахиваете окно, чтобы полюбить весь мир, у вашей истории будет воспаление лёгких.
8. Выдавайте вашим читателям как можно больше информации и как можно раньше. К чёрту интригу. Читатель должен обладать настолько глубоким пониманием происходящего, причины и обстоятельств, чтобы самостоятельно закончить историю если тараканы сожрут последние пару страниц.
1. Определитесь с предметом вашего интереса.
2. Определяйтесь быстрее, не топчитесь на месте.
3. Будьте проще.
4. Имейте смелость сокращать.
5. Будьте естественны.
6. Говорите то, что имеете ввиду.
7. Пожалейте читателей.
10 советов от Элмора Леонарда (Elmore Leonard)
1. Не начинайте с описания погоды.
2. Избегайте прологов.
Они могут быть раздражающими, особенно прологи после введения, которое следует за предисловием. Пролог в романе — это история второго плана, которую вы можете включить в любом месте повествования.
3. В диалогах не используйте других связок кроме «он сказал». Эта связка куда менее отвлекающая, чем «проворчал», «выдохнул», «предостерёг» или «солгал».
4. Не используйте наречия, производные от «сказал»…
5. Держите свои восклицательные знаки под контролем.
6. Не используйте слова «внезапно» и «совершенно неожиданно».
7. С осторожностью используйте различные диалекты и патуа.
8. Избегайте слишком детального описания персонажей.
9. Не углубляйтесь в описания обстановки и предметов.
10. Старайтесь избавляться от частей текста, которые читатели обычно пропускают.
Например больших параграфов скучной прозы.
11. Если текст звучит как писанина, я его переписываю.
Правила Роберта Хайнлайна (Robert Heinlein):
Ты должен писать
Заканчивай то, что начал
Ты должен стараться не переписывать ничего, разве что по желанию заказчика
Ты должен довести вывести произведение на рынок
Ты должен держаться на рынке пока всё не будет продано
Начинай работать над чем-то ещё
И, наконец, золотые правила Стивена Кинга (Stephen King):
1. Устремляйся сразу к цели
2. Напиши черновик. Дай ему отлежаться.
3. Сокращай свой текст.
4. Будь последовательным и честным.
5. Не заботься слишком сильно о мнении других людей.
6. Много читай.
7. Много пиши.