Годы жизни: с 09.07.1764 по 07.02.1823
Английская писательница, одна из основательниц готического романа. Автор популярных в свое время «сенсационных» романов, или так называемых «романов ужаса».
Биография
Анна Радклиф родилась в 1764 году в городе Холборн в семье галантерейщика Вильяма Уорда; ее матерью была Анна Уотс. Фамилию Радклиф она получила, выйдя в возрасте 22 лет замуж за журналиста Вильяма Радклифа, владельца и главного редактора газеты "English Chronicle". Поскольку у них не было детей, Анна, чтобы занять свободное время, начинает заниматься беллетристикой. Это ее занятие поощряет и поддерживает ее муж.
Первый ее роман — «The castles of Athlin and Dunbayne» (Замок Атлин и Денбейн, 1789) — в художественном отношении слаб; «A Sicilian romance» (Сицилийская повесть), вышедшая в 1790, стоит выше. В 1791 появляется «The romance of the forest» (Лесной роман) — уже вполне законченное произведение со сложной интригой и прекрасными описаниями ландшафта. В 1794 выходит если не лучший, то наиболее популярный из романов Радклиф «Mysteries of Udolpho» (Удольфские тайны), а в 1797 — «The Italian» (Итальянец).
Творчество Радклиф относится к эпохе аграрно-промышленного переворота в Англии и революции 1789 во Франции. В процессе классовой борьбы и столкновения враждебных классовых идеологий дворянская лит-ра выдвигает новый литературный стиль, отражающий умонастроения дворянства, вытесняемого крупным капиталом. Выражением этого реакционного течения в английской литературе явился ранний романтизм, возрождающий готику, а первым его представителем был Уолпол (Н. Walpole, 1717—1797) с его готическим романом «The castle of Otranto» (Замок Отранто, 1764), за которым последовала серия произведений этого жанра. Им свойственны идеализация докапиталистических общественных отношений, средневековья, Востока и стран, где промышленный капитализм еще не успел придти на смену феодально-крепостнической формации. Они воскрешают полуразрушенные замки, окруженные рвами, подъемные мосты, мрачные подземелья живописных разбойников (brigands pittoresques), благородных рыцарей, мрачных злодеев и страшную фантастику. У Радклифф имеются все аксессуары готического романа.
Сюжетное построение «Лесного романа», «Удольфских тайн» и «Итальянца» в основном сходно. В центре — героиня, бедная сирота таинственного происхождения, проявляющая необычайную стойкость при всяких испытаниях, натура чувствительная, в конце романа становящаяся женой «благородного героя». Основными мотивами являются: путешествие, позволяющее автору ввести описания юга Европы, тайны рождения, неожиданное наследство, а также целая серия тайн (таинственные звуки, вещие сны, предзнаменования и пр.). Во всех романах традиционный счастливый конец — торжествующая добродетель и наказанный порок.
Характеры ее персонажей традиционны и восходят к французскому галантно-авантюрному роману XVII века. Они лишены всякой индивидуализации. Непременными персонажами являются помимо молодых героев злая тетка-интриганка, мрачный злодей, разбойники и монахи. Повествовательная манера Радклиф представляет собой зигзагообразную линию, изобилуя отступлениями от основной сюжетной линии в виде отдельных вставных новелл.
Несмотря на ограниченность художественных возможностей, узость кругозора и идейную бедность ее произведений, естественных для идеолога уходящего класса, Радклиф разработала поэтику «романа ужасов» (несомненна ее огромная изобретательность в создании эффектов ужаса), ввела романтический пейзаж (ночной, сумеречный и пасторально-идиллический) и создала тип романтического героя, послужившего прототипом для так называемого «байронического» героя XIX века. Ее техника тайны, сюжетные мотивы и описательные приемы оказали довольно значительное влияние на европейские литературы первой половины XIX в., в том числе и на русскую, где романы Радклиф вызвали многочисленные подражания.
Из английских писателей технику введения и раскрытия тайны особенно использовал Вальтер Скотт, сюжетные мотивы и описательные приемы — Бульвер Литтон [20—30-е годы], Эмилия и Шарлотта Бронтэ, Диккенс и Рид, Коллинз, а во второй половине XIX века Томас Харди и Стивенсон — «Kidnapped» (Похищенные, 1886), «The master of Ballantrae» (Хозяин Баллантрэ, 1889).
Библиография
Романы:
1789 -- Замок Атлин и Денбейн (The castles of Athlin and Dunbayne)
1790 -- Сицилийская повесть (A Sicilian romance)
1791 -- Лесной роман (The romance of the forest)
1794 -- Удольфские тайны (Mysteries of Udolpho)
1797 -- Итальянец ( The Italian).
В русской литературе романы Радклиф переводились и вызывали массу подражаний. Большая часть подражаний принадлежит неизвестным авторам, которые выпускали свои произведении с именем знаменитой романистки.
Под именем Радклиф были изданы романы:
-- Видения в Прирейнском замке
-- Мария и граф М–в, или Несчастная россиянка
-- Живой мертвец
-- Замок Альберта
-- Замок, или Ночные привидения
-- Итальянец, или Исповедная чёрных кающихся
-- Луиза, или Подземелье Лионского замка
-- Лес, или Сен-Клерское аббатство
-- Монастырь св. Екатерины, или Нравы XVIII в.
-- Монастырь св. Колумба
-- Наследница Монтальда
-- Ночные видения
-- Пещера смерти в дремучем лесу
-- Полночный колокол
-- Пустынник таинственной гробницы
-- Таинства Удольфские
-- Таинства Чёрной башни
-- Ужасные и прочие приключения и видения в Прирейнском замке
-- Юлия, или Подземельная темница Мадзини