Sex Pistols («Секс Пи́столз») — британская рок-группа, явившаяся наиболее полным воплощением субкультуры панка. Несмотря на непродолжительность наиболее активной фазы своего существования (чуть более двух лет), Sex Pistols оказали влияние на немалое число рок-музыкантов.
Начало
История Sex Pistols начинается с лондонской группы The Strand, которую в 1973 году основали трое тинейджеров — Стив Джонс (вокал), Пол Кук (барабаны) и Уолли Найтингейл (гитара). Позже Джонс говорил, что в то время они с Куком играли на ворованных инструментах (Джонс тогда учился играть на гитаре), потому что на свои пришлось бы долго копить.
Члены The Strand периодически наведывались в два магазина одежды на Кингс Роуд, что в районе Челси: «Acme Attractions» (он принадлежал некоему Джону Кривайну) и «Too Fast to Live, Too Young To Die», хозяевами которого были Малькольм Макларен и Вивьен Вествуд. Магазин Макларена и Вествуд открылся в 1971 году под вывеской «Let It Rock» и сначала подстраивался под клиентуру так называемых тедди-боев, а в 1972 году, сменив название, переориентировался на модные рокерские и байкерские тенденции. Наконец, через два года, в 1974, он был ещё раз переименован (на этот раз в «SEX») и впоследствии стал настоящим центром лондонской панк-тусовки.
Стив Джонс:
« "Магазин был не такой как все остальные на Кингз Роуд. Ты знал, что придешь туда и никто тебе не будет там надоедать. Потому что другие магазины, дальше по Тейк-Сикс, туда как входишь, сразу пятеро переграждают тебе дорогу с этими вопросиками: «Могу ли вам чем-то по-мочь?», «Не желаете ли пиджак?» И нигде на Тейк-Сикс не было такой одежды на витрине. Мы захаживали туда, потому что там была одежда тедди-боев. В общем мы не в магазин ходили как покупатели, а так просто, пошататься где-нибудь, время занять, понимаешь? Пошататься часок-полтора, с людьми потолкаться." »
В начале 1974 года Джонс попросил у Макларена помочь The Strand раскрутиться, благодаря чему Макларен фактически стал менеджером команды и первым делом добавил к Джонсу, Куку и Найтингейлу в качестве басиста уже год подрабатывавшего у него в магазине Глена Мэтлока — студента Колледжа искусств им. Святого Мартина. В таком составе группа начала репетировать, а в ноябре Макларен улетел в Нью-Йорк, где некоторое время был менеджером New York Dolls.
В Лондон Макларен возвращается в мае 1975 года, и находясь под впечатлением от формирующейся заокеанской панк-сцены и в частности от харизмы Ричарда Хэлла из Television, загорается идеей создать провокационную рок-группу (сказалось также и его увлечение в своё время идеями ситуационизма). За основу он решает взять имеющийся «под рукой» коллектив The Strand, который тем временем продолжал репетировать под присмотром друга Макларена Бернарда Роудса (позже стоявшего у истоков The Clash) и уже имел в своём активе выступления на публике. Вскоре с подачи Макларена из группы выгоняют Найтингейла, гитаристом становится Джонс, а группа переименовывается в The Swankers. Однако без харизматичного лидера группа была обречена оставаться малоприметным рок-н-ролльным ансамблем, поэтому Макларен, Роудс и члены коллектива оперативно начали поиски вокалиста. Одним из претендентов был в частности шотландец Мидж Юр из группы Slik. Вообще, «поиски вокалиста», как позже рассказывал Мэтлок, сводились в основном к поиску людей с короткими волосами, потому что длинные тогда носили практически все.
Приход Джонни Роттена и первые выступления
В августе 1975 года Роудс заметил на Кингс Роуд 19-летнего Джона Лайдона, такого же, как и Джонс с Куком, выходца из местной низшей социальной среды. Его внешний вид моментально притягивал внимание: волосы, зачёсанные в беспорядке вверх (первым такую причёску как раз стал носить Ричард Хэлл), рваная, скрепленная булавками футболка с надписью «Pink Floyd», поверх которой фломастером было выведено «Я ненавижу» (в то время это считалось чудовищным музыкальным ругательством), маниакальный взгляд — он казался готовым недостающим элементом для группы, оставалось лишь узнать о его музыкальных способностях. Вскоре Лайдон был приглашён под вечер в близлежащий паб для встречи с Джонсом и Куком. Джонс позже вспоминал, что прикид Лайдона, его зелёные волосы, манера держаться да и сама встреча произвели на него благоприятное впечатление. Когда паб закрылся, в магазине Макларена Лайдону устроили прослушивание, на котором он поимпровизировал под песню Элиса Купера «I'm Eighteen». Его выступление вызвало у Джонса и Кука смех, но Макларен убедил их принять Лайдона в состав The Swankers и начать репетировать. За нежелание чистить зубы Джонс вскоре окрестил Лайдона «Джонни Роттеном» («гнилым»).
В то время на репетициях группы иногда появлялся Ник Кент, сотрудничавший с журналом New Musical Express, но Роттен сразу же потребовал, чтобы он исчез. Впоследствии Роттен утверждал, что после этого случая Кент не написал про него ни одного хорошего слова. В сентябре группа продолжала репетировать и выступать по местным пабам. Кук, который помимо музицирования ещё и работал, начал подумывать оставить группу под предлогом того, что Джонс недостаточно хорошо играет на гитаре. Вскоре в еженедельнике Melody Maker появилось объявление о поиске второго гитариста. Согласно его тексту, кандидат должен был быть не старше 20 лет и должен был выглядеть не хуже Джонни Тандерса из New York Dolls. Большинство из тех, кто откликнулся на объявление, как гитаристы никуда не годились, но Макларен считал, что процесс совместного прослушивания в любом случае усилит сплочённость между членами коллектива. По итогам прослушивания пятым участником группы был взят талантливый и техничный гитарист Стив Нью. Однако навыки игры Джонса постепенно улучшались, да и для разрабатывавшегося группой звучания второй гитарист был не нужен, поэтому Нью покинул коллектив уже через месяц.
Между тем перед группой встал вопрос о смене названия и после разбора множества вариантов (среди которых были Le Bomb, Subterraneans, The Damned, Beyond, Teenage Novel, Kid Gladlove, Creme De La Creme, QT Jones and His Sex Pistols) решено было остановиться на Sex Pistols. По поводу выбора этого названия имеется несколько версий (по одной из них, название было подсмотрено в заголовке порно-журнала, по другой — так называлась уличная группа или банда, увиденная Маклареном в Нью-Йорке). Сам Макларен туманно объяснял, что его идея в общих чертах заключалась в том, чтобы его подопечных воспринимали как «плохих мальчиков», но при этом очень притягательных. В это же время группа начинает писать свой собственный музыкальный материал. Все тексты писал Роттен, а большинство музыки — Мэтлок, хотя в числе авторов всегда указывались все четверо.
Первое официальное выступление группы 6 ноября 1975 года организовал Мэтлок в стенах своего учебного заведения. Sex Pistols играли на разогреве у паб-рок-команды Bazooka Joe, причём одолжив у них оборудование и барабаны. В тот раз группа сыграла лишь несколько кавер-версий — «Substitute» (The Who), «Whatcha Gonna Do About It» (The Small Faces) и «(I’m Not Your) Steppin' Stone», в основном известную в исполнении The Monkees. Очевидцы концерта вспоминали, что музыкально группа ничего выдающегося не представляла, разве что играла крайне громко. Исполнить собственные песни группа не успела, так как участники Bazooka Joe вырубили ей электричество, опасаясь за сохранность своего инструмента. Из-за этого между участниками двух групп случилась небольшая потасовка прямо на сцене.
Глен Мэтлок:
« "Там были очень подлые людишки. Они обрывали нас на полуслове. Чувак врывался на сцену и говорил: «Это ваша последняя песня» или он мог сказать: «Большое спасибо Sex Pistols за ваш сплошной звук», в общем обстебать нас так." »
Во второй раз Pistols «разогревали» группу под названием Regulator в одной арт-школе в Холборне, где, по сравнению с первым выступлением, всё прошло отлично. О группе, у которой не было ни записей, ни выступлений на телевидении или радио, было известно очень немногое; на этот их первый концерт в провинции, в манчестерском Фри-Трейд-Холле, пришло всего 35-40 человек. Однако, некоторые называют этот концерт одним из самых важных в рок-музыке. В течение первой половины 1976 года Sex Pistols выступали по клубам Лондона, с лета того года стали выезжать на гастроли в провинцию. Со временем Sex Pistols окрепли, играя в клубе «100» и в «Нэшвилле». Вокалист The Clash Джо Страммер, игравший в то время в группе 101 в Нэшвилле, на разогреве у которых выступили Sex Pistols, увидев их тем вечером, был вдохновлён и сразу после концерта ушёл из бэнда и начал формировать свою панк-группу. В клубе «100» после выступлений Pistols резко прибавилась аудитория посетителей достигнув больше 600 человек, а на начальном этапе составлявшая лишь около 50-и человек. У Sex Pistols появился постоянный концертный звукорежиссёр, Дэйв Гудман, который помог группе создать плотный громкий звук, характеризующийся в бесперебойных ударных и искажённом звуке лидер-гитары. Пение Роттена состояло из аффектированных, пародирующих кокни возгласов, пронзительно пропеваемых. Никаких пластинок и радиотрансляций не было, однако известность группы росла быстрыми темпами в среде британского андерграунда.
«Анархия в Соединённом Королевстве»
В августе 1976 года Sex Pistols впервые показывают по телевидению (они исполнили одну из своих первых песен, «Anarchy In The U.K.»), чем вызвали у СМИ и широкой публики любопытство к панку. Содержание песни было достаточно протестовое и дерзкое, слова песни призывали к насилию и анархии, а государство того времени сравнивалось с несколькими оппозиционными организациями Великобритании: MPLA, UDA и IRA. Композиция «Anarchy In The U.K.» была первой у Sex Pistols вышедшей в свет. В начале песни звучал каскад наотмашь рубящих гитарных аккордов, на фоне которых злорадное восклицание Роттена «Прямо сейчас!», его ненормальный сардонический смех и слова «я-антихрист, я-анархист». Джонни Роттен рассказывал, что строка «Я — антихрист» у него получилась случайно. В первоначальном варианте в ней дважды повторялось «Я — анархист», но Джонни сбился в произношении и спел «Antichrist» вместо «anarchist».
В это время начинаются переговоры с крупной компанией EMI по их инициативе с которой 8 октября 1976 года группа подписала свой первый контракт. Стремясь обогнать остальные звукозаписывающие лейблы, один из директоров EMI Ник Моббс утром провёл переговоры с менеджером Секс Пистолс Малькольмом Маклареном и вечером того же дня контракт был составлен, проверен и подписан за рекордно короткий срок в истории компании. Стоит отметить, что сами музыканты не называли свою музыку «панком», они предпочитали термин «хаос». Термин «панк» (англ. Punk — подонок, хулиган) прижился благодаря прессе. К тому времени Sex Pistols были бесспорным олицетворением панка, воодушевив тысячи людей на создание групп по всей Великобритании, а также изменив мировоззрение уже существовавших (The Jam, The Clash, Joy Division, The Buzzcocks и др.)
Перевод отрывка песни «Anarchy In The U.K.»:
Я — антихрист
Я — анархист
Я не знаю чего хочу
Но я знаю как это взять
Я хочу подраться с прохожим
Потому, что я …
Я хочу быть анархией — долой дохлых собак
Я хочу быть анархией — ты понял меня?
Я хочу быть анархистом бухать — крушить.
Осенью 1976 года Sex Pistols впервые дали концерт за рубежом (в Париже) и затем выступили на первом панк-фестивале в клубе «100». В этом клубе помимо Sex Pistols играли знаменитые Damned, Vibrators, The Clash и Suburban Studs, но вскоре после инцидента когда во время панк-фестиваля осколок стекла попал в глаз девушке и серии драк с участием группы в клубах «Марки», «Нэшвилл» и «Дингуолл» им запретили играть в клубе «100».
Дэйв Гудман:
« "Всегда, когда играли Sex Pistols, публика реагировала бурно. Было много драк. На их выступлениях всё зло в людях выходило наружу. Например вышибала, безо всякой причины, бил кого-нибудь из публики. Музыка их была такая. Это могло начаться, к примеру, если кто-то держал банку пива, а его толкали; он или отвечал или кого-то ещё толкал. Пиво летело через чьё-то плечо, они разворачивались и понеслось. Полное сумасшедствие было." »
Тогда же 26 ноября 1976 года вышел их первый сингл «Anarchy In The U.K.», занявший 38-е место в «UK Singles Chart». Это был второй по счёту панк-сингл в Великобритании, а первенство досталось другому синглу «New Rose» панк-группы The Damned.
Скандал в прямом эфире
Утром 1 декабря 1976 года секретарше Sex Pistols Софие Ричмонд позвонили с телеканала Temse Television и сказали, что хотят видеть Sex Pistols на телевидении. Вечером группа в своей эпатажной одежде и нетрезвом виде в присутствии сопровождающих фанатов (среди них вокалистка малоизвестной в то время группы Siouxsie and the Banshees) появилась в прямом эфире на шоу «Сегодня» с ведущим Биллом Гранди. Интервью длилось несколько минут. В ходе него Sex Pistols обескуражили миллионы телезрителей своей нецензурной речью в адрес телеведущего, которую ещё ни разу не слышало британское ТВ.
Отрывок из интервью:
…
Билл Гранди: Хорошо, по вашему мнению Бетховен, Моцарт, Бах и Брамс мертвы…
Джонни Роттен: Всё это наши герои!
Билл Гранди: Правда? Что? Что вы сказали, сэр?
Джонни Роттен: О дааа! Они нас всех перепахали.
Билл Гранди: Хорошо, вы полагаете, что и других они перепахали?
Джонни Роттен: Я не копаюсь в чужом г…е.
Билл Гранди: Что-что?
Джонни Роттен: Ничего. Грубое слово. Следующий вопрос.
Билл Гранди: Нет, а что за грубое слово?
Джонни Роттен: Г…о.
Билл Гранди: Ну вот тебе. Святые небеса. Вы до смерти меня перепугали.
Глен Мэтлок: О, всё в порядке, Зигфрид…
Билл Гранди: А что ваши девочки на это скажут…
Глен Мэтлок: …он твой папаша, кажись, этот чувак. Или дедушка твой…
Билл Гранди: …они чем-то недовольны или они получают от этого удовольствие?'
Сьюкси Сью (девушка-фанатка): Получаю удовольствие.
Билл Гранди: О, я так и думал, что это твое занятие.
Сьюкси Сью: Всегда рада с тобой встретиться.
Билл Гранди: Ты правду говоришь?
Сьюкси Сью: Да.
Билл Гранди: Мы встретимся позже, не так ли? (смеется).
Стив Джонс: О, да ты грязный пи…р. Грязный старикашка.
Билл Гранди: Отлично, продолжай, начальник, продолжай. Скорее. У тебя есть еще пять секунд. Скажи еще какую-нибудь гадость.
Стив Джонс: Ты — грязный ублюдок.
Билл Гранди: Давай, давай.
Стив Джонс: Ты грязный ё…рь.
Билл Гранди: Что за умный мальчик.
Стив Джонс: Что за ё…й козел.
Билл Гранди: На сегодня — всё. Другой рок-исполнитель, Эммон, выступит у нас завтра. Я скоро увижусь с вами. Надеюсь, этих (показывая на группу) мы больше не увидим. У меня всё, до завтра.
После чего весь день коммутатор Тэмз был заполнен резкими протестами со стороны телезрителей. В Миррор звонило около 200 взбешённых произошедшим зрителей. Один мужчина пришёл в такую ярость, что разбил свой цветной телевизор за 380 фунтов, а один водитель грузовика 47 летний Джеймс Холмс, возмущённый, что его 8-летний сын слышит эту брань… разбил экран. Он говорил: «Все это прозвучало и я был ошеломлён. Я пришёл в такую ярость, мне стало так противно от всей этой грязи, что я ударил по нему своим ботинком. Я не позволю, чтобы этот навозный сорт попадал в мой дом во время вечернего чая». Впрочем было множество людей, которые заявляли, что сам Гранди спровоцировал их на ругательства и даже не пытался заговорить о творчестве группы.
Джон Пил (первый энтузиаст панк-рока):
« «Я, честно скажу, что был испуган (из-за случая с Гранди), потому что возьми ты с улицы 4-5 парней лет по 17 или 20, дай им почувствовать в себе силу, накачай пивком, а потом отправь их на ТВ и предложи ещё: „Скажи какую-небудь гадость“, они скажут и не такую гадость. Я, как представитель среднего класса, подозреваю — если бы они меня послали, я бы ответил тем же. А пожать ему руку с отвращением и потом добавить: „Молодец, это действительно гадость“ — это чистое лицемерие и это возмущает меня. Именно это и впрямь гадость.» »
Позже телеобозреватель Билл Гранди был снят с работы на две недели в связи с начавшимся расследованием по поводу употребления матерных слов в его передаче. И поднялась волна протестов, когда стало известно, что члены панк-группы Sex Pistols, замешанной в скандале, были пьяны перед выходом в эфир. В связи с новой волной возмущений интервьюер всё-таки был уволен с телевидения. Почти сразу возникает новый скандал связанный с тем, что EMI как компания якобы имеет связь с Тэмз-Телевижн и скандал якобы был спланирован в коммерческих целях. На что бизнес-менеджер EMI Ларри Холл сказал, что Тэмз Телевижн является дочерней компанией EMI-Лимитед и компаньон EMI-Рекордз, но случившееся на ТВ не было подстроено, и что EMI совершенно не касается того, что происходит на Тэмз-ТВ.
Турне «Анархия», приход Сида и смена лейблов
В это время Sex Pistols вместе c The Clash и многими другими панк-командами отправляются в давно запланированное турне «Анархия». Судебные власти большинства округов из-за инцидента с Гранди отменяют концерты группы. В итоге за все турне Pistols сыграли всего три раза, а остальное время проводили в дорогих гостиницах платя астрономические суммы. Газеты пестрили заголовками наподобие: «10 запланированных шоу в были аннулированы испуганными властями и администрацией на прошлой неделе», «Сексуальные Пистолеты продолжают надоедать своим присутствием», «Вчера панк-группа из четырёх человек громила вестибюль роскошного отеля, вырывая декоративные растения, швыряясь цветочными горшками и посыпая землей дорогие ковры», «Вандализм в четырехзвездочном отеле Драгонара в Лидсе был только прелюдией к вечернему концерту панков в городе». На протяжении всего турне группа учиняла беспорядки и новые скандалы. Это оказалось последней каплей для EMI и 27 января 1977 года контракт был расторгнут в одностороннем порядке. Компания выплатила группе неустойку. EMI считала невозможным для себя устраивать для записей Sex Pistols международную рекламу в связи с неблагоприятной для группы прессой, которая имела место за последние два месяца до этого.
Ларри Холл:
« "Я полностью отвергаю ту мысль, что мы использовали власть нашей большой фирмы EMI, чтобы задавить мелкого Малькольма Макларена. Такового попросту не было. С нами работает много менеджеров и представителей различных групп того же разряда, что и Макларен и ни с кем никогда не было таких проблем. Искать связь с теми, кого называют новаторами это, несомненно, - наша работа. Думаю, это что-либо объясняет. Мы живём в музыкальном бизнесе. Гм... Sex Pistols просто некая особая ситуация, когда обе стороны пришли к тому, что дальнейшее сотрудничество категорически невозможно. »
Тогда же в состав группы вошёл Джон Саймон Риччи, давний друг Роттена, который заменил Глена Мэтлока, которого группа так никогда и не приняла в качестве «своего» (официально ему в упрёк ставилась любовь к The Beatles, хотя на самом деле сказывались их социальные различия). Риччи получил псевдоним Сид Вишес от имени домашнего хомячка Роттена, а Vicious в переводе с английского «Злой». До этого Сид играл на барабанах в двух панк-группах из внутренней тусовки — Siouxsie and the Banshees и The Flowers of Romance, но на бас гитаре играть абсолютно не умел. Несмотря на это, Вишес оказался идеально подходящим для имиджа панк-рокера.
Сид Вишес:
« "В группе все круто изменилось. Для начала, группа стала еще прекраснее.Да, это - факт. Мы начали быстрее играть. Я играю по-другому, чем обычно Глен. Я мало играл последнее время, пока не пришел в группу, а сейчас, думаю, буду играть больше. И то, что я вместо Глена, заставляет остальных немного перестраиваться. Им нужно привыкать ко мне, адаптироваться немного, понимаешь что я имею в виду? Из за этого, да, думаю, всегда что-либо меняется, перемены есть перемены..." »
После переговоров Макларена 9 марта 1977 на площади возле Букингемского Дворца Sex Pistols подписали контракт с А&М-Records, прокричав оскорбление в адрес королевской семьи. Cразу после подписания контракта отличился Сид Вишес, разнеся офис управляющего компании Дерека Грина и иcпачкав блевотиной его письменный стол.
Грин сказал, что дурная слава группы не является разубеждающим фактором для А&М и они в распространении записей Sex Pistols по всему миру, но уже через неделю 16 марта компания аннулировала контракт с группой объяснив это пересмотром своих взглядов по отношению к группе.
Заинтересованность проявил лейбл Virgin, с которым группа подписала контракт 13 мая, исключая Сида, который только вышел из больницы и подписал его позже 16 мая.
«God Save The Queen» и нападения на участников
В июне вышел новый провокационный сингл «God Save The Queen». Название повторяет английский гимн. В песне присутствуют резкие высказывания в адрес королевы. Пластинка не вышла в планируемый срок потому, что упаковщицы фабрики отказались делать для пластинок конверты: королева Елизавета Вторая на них была изображена с английскими булавками вместо глаз. На второй стороне сингла был грубый микс, более ранней песни «No Feelings», названный без «s» — «No Feeling».
Отрывок из песни:
Боже, храни королеву,
Фашистский режим,
Он сделал тебя кретинкой,
атомной — бомбой.
Боже, храни королеву,
Она не живое существо,
И нет будущего
В английских мечтаньях.
В тот год в Великобритании праздновался юбилей королевы (25-летие восшествия на престол), и торжества совпали с выходом пластинки. Пол Кук говорил: «Эту песню не писали специально к юбилею королевы. Мы даже в то время о нём не знали. И мы не собирались своим выходом шокировать всех.». Полная ёрничества и жестокой иронии песня оказалась «пощёчиной» английскому истеблишменту. В честь сингла было организовано выступление на речном пароходе, фланирующем по Темзе перед палатой общин. Полиция предполагала, что что-то готовится и, только теплоход отчалил от Вестминстерского пирса, две моторные лодки полиции последовали за ним. Группа исполнила «God Save The Queen» возле здания парламента. Спустя полчаса все участники вечеринки были арестованы полицией. При этом, несмотря на запрет песни по британскому радио и ВВС, сингл занял 2-е место в Top of the Pops (он занял 1-е, но музыкальная индустрия не решилась официально это признать). По слухам, выступление скандального панк-коллектива было сорвано самой королевой. Магазины, продающие синглы Top of the Pops, отказались принять эту запись, а устроители концертов запретили появление Sex Pistols у себя на сцене. Пластинка «God Save The Queen», несмотря на запрет в её распространении, была распродана за 5 дней в количестве ста пятидесяти тысяч.
Джонни Роттен:
« "С «Anarchy In The U.K.» было еще хуже — песню запретили без всяких оснований. Просто дали сигнал «стоп», остановили производство. Когда песня дошла до 28 места, EMI просто взяла и приостановила печатание сингла. Уж лучше и не придумаешь. Сингл не получил никакого паблисити. Если бы они дали развиваться событиям, пластинка легко заняла бы 1-е место и это точно. Но они страшно боялись, так как до этого похожего ничего не было. Даже близко. Если бы «Anarchy» взяла 1-е место, то представь себе как сказал бы Тони Блэкберн (передразнивая его): «А сейчас послушайте песню „Анархия в Соединенном Королевстве“. Вот чего они так боялись. Выглядеть как идиоты» »
Тогда же на участников коллектива было совершено несколько нападений (предположительно роялистами). Первой жертвой стал арт-директор Секс Пистолз Джеми Рид. Его избили и скрылись четверо человек сломав, при этом, ногу и нос. После этого было совершено нападение на лидера группы Джонни Роттена на выходе из английского паба. Нападавшие порезали ему бритвой лицо и руку, но серьёзных травм он не получил. С ним находились продюсер Крис Томас и менеджер студии Билл Прайс, которые также получили порезы. Джонни была устроена засада в автопарке в Хилбьюри возле паба «Пегас». 20 июня ещё один участник Sex Pistols 20-летний барабанщик Пол Кук подвергся нападению около станции метро в районе Шеффердз Буш. Это было третье нападение на участников коллектива за неделю. Кук получил несколько ножевых ранений и был ударен железной кружкой в затылок. После чего врачи наложили 10 швов. С выходом песни «God Save The Queen» группа преобрела дурную популярность. Ситуация всё больше выходила из-под контроля полиции Скотланд Ярда. В Лондоне начались стычки и нападения на простых панков. Это вынудило Sex Pistols сократить концертную деятельность на родине.
Только в середине июля компания BBC решилась выпустить Секс Пистолз на телеэкраны с новой песней «Pretty Vacant», что привело в ярость тысячи родителей и других телезрителей. Группа объявила об участии на ВВС в типичном для себя стиле — выпалив набор нецензурных ругательств. Композиция сразу «рванула» на 7 место хит-парада телеканала. В конце лета 1977 года группа анонимно выступила всего несколько раз в лондонских клубах. В то же время прошли европейские гастроли, сопровождаемые скандальными заголовками газет, и на осень была запланирована поездка в Америку (позже перенесённая на январь следующего года). Интерес к ней был во многом подогрет большой статьей Чарльза М. Янга («Рок болен и живёт в Лондоне», Rolling Stone, 10 октября 1977 года). Автор с большой симпатией написал о панк-роке в целом и The Sex Pistols в частности, неприязненно отозвавшись о поведении массмедиа и британских властей, чьи запреты и гонения нарушали весь перечень гражданских свобод.
Долгожданный альбом и новый скандал
С весны 1977 года Роттен, Джонс и Кук периодически посещают студию вместе с Крисом Томасом записывая треки для дебютного альбома группы. Первоначально альбом хотели назвать God Save Sex Pistols. По словам Джонса, Сид хотел принять участие в записи альбома, но участники группы старались как можно сильнее не допустить его в студию. Их выручало ещё и то, что Вишес болел гепатитом. Сид Вишес на басу сыграл в песне «Bodies», Но когда Сид вышел из студии, Стив Джонс записал свою партию, а его вариант смикшировали потише, однако в большинстве треков с оборотной стороны обложки к пластинке в был записан Сид Вишес. Пол Кук говорил, что многие из инструментальных композиций были построены из барабана и гитарных партий, а не обычный барабан и бас. Из-за плохой игры Сида была идея предложить Глену Мэтлоку записаться в качестве сессионного музыканта. В своей автобиографии Глен Мэтлок писал, что был согласен «выручить» товарищей (как он выразился), однако вскоре отказался, «сжигая все мосты», когда Макларен опубликовал в «New Musical Express» заявление о его увольнении из-за любви к Битлз. По слухам он записал с группой только «Anarchy In The U.K.». По версии другого музыкального историка Дэвида Хауэрда — Мэтлок не играл ни на одной из сессий Never Mind the Bollocks. Крис Томас использовал возможности многоканальной студии и, с помощью многократного наложения гитарных партий, создал широкую, богатую и многослойную звуковую палитру в песнях. Томас рассказывал позже:
« "В "Anarchy" записано минимум около дюжины гитар. Оркестровывая их я, в некоторых местах усиливал дабл-треком, иногда разделял, иногда добавлял и т. д.... Это была достаточно трудная работа. То же я проделывал и с вокалом,". »
28 октября 1977 года вышел альбом группы «Never Mind The Bollocks», занявший 1-е место в британском хит-параде и с первых дней продана в количестве 200 000 копий. Помимо «Anarchy In The UK» и «God Save The Queen» в альбом вошли также два последних сингла: «Pretty Vacant» и «Holidays In The Sun (песня о том, как Sex Pistols хотели отдохнуть на солнышке на острове Джерси (британский остров у берегов Франции), но каникулы пришлось проводить в капиталистическом Западном Берлине того времени, отделенном от стеной ГДРовского Берлина»). В первоначальном издании Never Mind the Bollocks было 11 треков. Оно вышло в начале октября 1977 в количестве 1000 экземпляров, часть которых распространилась бесплатно, в качестве промоушена, среди DJ’ев, критиков и т. п. Вскоре The Sex Pistols решили добавить песню песню — «Submission». Внезапно, в середине октября из Франции начался импортный поток 12-песенного варианта альбома, отпечатанный компанией Barclay Records. Каким образом они реализовали альбом нигде не оговаривается. В ответ на это компания Virgin не стала дожидаться, когда пройдёт мастеринг нового 12-песенного варианта и выпустила ещё партию 11-песенных пластинок и перенесла дату выпуска альбома на неделю раньше. Многие из этих экземпляров имели в комплекте бесплатные постер и сингл с песней «Submission». В начале ноября 1977 года в продажу поступила 12-песенная версия альбома «Never Mind The Bollocks». Из-за этого существует несколько вариантов задней стороны обложки: абсолютно пустая; со списком треков без «Submission»; со списком треков, включая «Submission»; с пропущенными в списке треками и, по ошибке, приписанной песней «Belsen Was A Gas», которая позже а альбоме «The Great Rock 'n' Roll Swindle».
Провокационное название пластинки вызвало очередной скандал. Употребляемое в названии «Bollocks» означает в обычной разговорной речи «чепуха, нонсенс, ерунда и т. п.», и, в то же время, это грубое название мужского полового органа (так можно расценивать в английском языке). Название альбому придумал Стив Джонс когда Sex Pistols долго обсуждали разные варианты. Он не выдержал и раздраженно произнёс: «Да, пое… как это называть.» Остальным понравилось, и было окончательно решено это назвать как «Хватит пороть х…ю — вот вам Секс Пистолз» (в окончательном варианте), что также можно было трактовать и в более мягко варианте «Хватит пороть чушь — вот вам Секс Пистолз». Дизайн обложки придумал Джэми Райда, давний приятеля Малькольма Макларена.
Едва обложка альбома «Never Mind The Bollocks» появилась на витрине ноттингемского магазина фирмы Virgin Records, администрации Virgin пригрозили наказанием за «демонстрацию печатных материалов непристойного характера в общественном месте». 25-летний менеджер магазина Кристофер Сиэл на предворительном заседании ноттингемского магистра обвинялся по четырём пунктам в соответствии с «законом о непристойности в рекламе» 88-летней давности. Управляющий компании Ричард Брэнсон привлек к этому делу королевского адвоката (высший титул адвокатов в Соединенном Королевстве Великобритании) Джона Мортимера. Адвокат 24 ноября 1977 года представил в суде заключения лингвистичных экспертов, которые свидетельствовали о том, что «Bollocks» — это старинное английское слово, которым ещё в XIX веке называли англиканских священников и те несли много всякой чуши. Позже исходя из этого слово обрело современный смысл «чушь, чепуха, нонсенс». В суде также выступил Реверенд Джеймс Кингсли — профессор английской кафедры Ноттингемского Университета, в прошлом англиканский священник и также член Королевской Академии, который выступил в защиту названия альбома. После этого дело закрылось.
Распад (1978—79)
В январе 1978 года Sex Pistols отправились в гастроли по США. Поездка оказалась гибельной для группы, не выдержавшей внутренних противоречий. Маршрут выступлений пролегал по городам американского Юга, где о Sex Pistols никто не знал (единственным пиаром была наспех сделанная радиореклама). В результате контингент зрителей составляли в большинстве своём местные завсегдатаи пабов, которым музыка группы была совершенно чужда и непонятна. На сцене основное внимание стал притягивать Сид Вишес, который тоже резал себе тело, по примеру Игги Попа, битыми бутылками, оскорблял публику и провоцировал драки. При этом его бас-гитару на концертах зачастую отключали от усилителей, чтобы его неровная и слабая игра не искажала общее звучание. Роттена же наоборот эти выступления, очевидно, тяготили: к этому времени отношения между ним и Маклареном практически прервались, а имидж группы и её музыкальное направление стали бременем, сковывавшим его художественные устремления. Несколько дней спустя после финального и в целом более успешного концерта 18 января 1978 года в Сан-Франциско Роттен объявил, что покидает группу. Вишес отправился к своей подруге в Нью-Йорк, Кук и Джонс вместе с Маклареном полетели в Бразилию, а Роттен на Ямайку. Позже певец признался, что на самом деле «блефовал», заявляя об уходе, однако Макларен принял тогда эти слова всерьёз вследствие накалённости их отношений. Отказавшись от псевдонима, Джон Лайдон вскоре основал группу Public Image Ltd, давшую, как считают некоторые, начало постпанку.
С уходом Роттена историю Sex Pistols можно считать законченной. Тем не менее, предстояло закончить съёмки фильма
«Великое надувательство рок-н-ролла».
Под руководством режиссёра Джульена Темпля и Макларена съёмки продолжились без Роттена. В Бразилии был отыскан скрывавшийся от британской полиции известный грабитель 60-х гг. Рональд Биггс. Макларен уговорил его записать песню с Джонсом и Куком («No One Is Innocent») и исполнить роль в фильме. Затем съёмки были перенесены в Париж, где Вишес был запечатлён бродящим со свастикой по еврейскому кварталу. Для фильма было специально записано множество песен: Вишес исполнил 3 песни (пару старых рок-н-роллов и исковерканный до неузнаваемости хит Фрэнка Синатры «My Way»), Джонс и Кук также записали свои собственные песни; затем были приглашены совершенно посторонние певцы и композиторы, симфонический оркестр, группа негров, играющих диско, наконец, одну из песен исполнил сам Малькольм Макларен. Фильм с беспорядочным содержанием, проникнутым типично английским фарсом, стал воплощением хаоса самих Sex Pistols. Хотя сюжетно фильм объединялся лекциями Макларена о том, как создать и «раскрутить» группу, главная же линяя — МакЛарена ищет, чтобы навалять, Стив Джонс, Пол Кук и Сид Вишез (видимо, в связи с «великим надувательством», о котором идёт речь), но в последний момент поезд с МакЛареном скрылся у них на глазах. Фильм вышел на экраны кинотеатров в 1979 году и был сопровождён одноимённым двойным альбомом.
После съёмок фильма Сид Вишес переселился в Нью-Йорк, где какое-то время выступал с музыкантами из New York Dolls. 29 октября 1978 года он был арестован за убийство своей подруги Нэнси Спанжен. Сам музыкант вследствие тяжёлой алкогольной и наркотической интоксикации не помнил происшедшего и вину свою категорически отрицал. 9 декабря Вишес разбил бутылку о голову брата Патти Смит, Тодда Смита, и был арестован на 55 дней. В феврале 1979 года он был выпущен под залог и на следующее утро после празднования выхода из тюрьмы скончался от передозировки героина, поставив, таким образом, окончательную точку в биографии Sex Pistols.
В 1985 году Лайдон отсудил у Макларена права на все песни Sex Pistols. Макларен к тому времени сам стал музыкантом и записывал альбомы в жанрах электронной музыки. За прошедшие с распада группы 28 лет Sex Pistols несколько раз собирались (в 1996, 2002, 2003 и 2008 гг.) в своём первоначальном составе с Мэтлоком, чтобы выступить на концертах и гастролях. Одно из последних заявлений группы было сделано о планах концерта в Ираке. 23 июня и 25 июня 2008 года состоялись единственные концерты группы в Петербурге и Москве .
Эстетика
Хотя Sex Pistols не были первой панк-группой в целом, а лишь первой английской панк-группой, большинство критиков и музыкантов сходятся в одном: они были и остаются наиболее полным воплощением субкультуры «панка». Хотя их музыка не была революционной, — Ramones в США уже играли в стиле панк, а первенство выпуска первой британской панк-пластинки перехватили The Damned, выпустив свой сингл на месяц раньше «Anarchy In The UK» — Sex Pistols каждым своим поступком, словом, жестом, одеянием несли бескомпромиссные заряды анархии, провокации, остроумия и политики. Как случается в подобных случаях, одновременно сработало множество факторов. Великобритания во второй половине 1970-х гг. переживала постимперский упадок, на который наложился мировой кризис; шли забастовки, с быстрыми темпами безработицы росло и недоверие к правительству, для молодёжи низших классов будущее представлялось всё более неопределённым, рождая в ней закономерный нигилизм, — в такой атмосфере проходила жизнь коллектива. Но Sex Pistols также были немыслимы без такого настойчивого импресарио как Макларен, одержимого ситуационистскими идеями провокации; без Джеми Рида, ещё одного ситуациониста, автора всех графических работ группы (обложки, плакаты и т. п.), являющихся теперь классикой жанра; без Вивьен Вествуд, которой были обязаны почти все панки Лондона, — именно она была дизайнером многочисленных пиджаков с булавками, рваных сетчатых футболок, мотоциклетных цепей-ошейников и пр.; без, наконец, самого Джонни Роттена, чьё бескомпромиссное остроумие и издевательская манера пения были ядром музыки Sex Pistols.
Дискография
Альбомы
Включены все официальные альбомы, изданные лейблом Virgin.
1977 Never Mind The Bollocks, Here's The Sex Pistols
1979 The Great Rock'n'Roll Swindle
1979 Some Product: Carri On Sex Pistols
1980 Flogging A Dead Horse
1992 Kiss This
1996 Filthy Lucre Live
2002 Jubilee
2002 Sex Pistols (Box Set)
Бутлеги
Включены некоторые наиболее значительные бутлеги и полуофициальные издания.
1977 Spunk
1985 The Original Pistols Live
1985 Anarchy In The UK Live
1985 Where Were You In ’77?
1988 We Have Cum For Your Children
1990 Live At Chelmsford Prison
Видеоклипы
Anarchy in the U.K. (1976)
God Save The Queen (1977)
My Way (1980)
Anarchy in the U.K. (1992)
Pretty Vacant (1996)
Фильмография
Указаны официальные фильмы с участием группы, а также полуофициальные выпуски записей с концертов.
1979 The Great Rock’n’Roll Swindle
1986 Сид и Нэнси/ Sid & Nancy
1992 Live At The Winterland
2000 Грязь и ярость
2001 Live At The Longhorn
2002 Sex Pistols - Never Mind the Bollocks
2008 There’ll Always Be An England
Live From Brixton Academy 2007
(также группа появляется в одном из эпизодов сериала «Симпсоны», посвященного дню Святого Валентина)